• Николай
  • 2 мин. чтения
  • Статьи

Банки Китая и Турции могут усложнить жизнь российскому бизнесу

По крайней мере, об этом пишут зарубежные СМИ и говорят отдельные собеседники Business FM, ссылаясь на новые санкционные меры США

Фото: SIPA Asia via ZUMA Wire/ТАСС

Непогоду в отношениях с банками главного азиатского торгового партнера России возвещает Bloomberg. По данным агентства, финсектор Китая «ужесточает контроль» за транзакциями российского бизнеса, и за последние несколько недель как минимум два китайских банка запустили проверку счетов всех корпоративных клиентов из России. Как утверждается, организации намерены разорвать отношения с любыми выявленными подсанкционными юрлицами и прекратить оказывать услуги компаниям российского ВПК вне зависимости от валюты транзакций.

Несмотря на публикацию агентства, участники рынка изменений пока не заметили.

Сергей Шикин, замгендиректора компании «Инновационные технологии»:

«Нас это не коснулось: как работали с Китаем, так и работаем. Никаких проблем ни в переводах, ни в поступлении товаров из Китая мы не ощутили. Даже не слышал информацию, чтобы у кого-то встал перевод или были проблемы с отгрузкой товаров из Китая либо в Китай. Мы занимаемся медицинским оборудованием, проблем нет».

Роман Квиникадзе, основатель и гендиректор NappyClub:

«Мы не ощущаем сложностей, мы переводим средства. Правда, есть ограничения, с каких банков и на какие китайские банки, но те банки, которые принимали до Нового года, и сейчас принимают. Пока задержек мы не видим. Если все каналы будут полностью перекрыты у конкретного банка, у нас есть несколько счетов в других банках. Будем через них отправлять. На самом деле все обменивается очень быстро. Российский банк имеет четкое понимание, с кем он может работать в Китае, — сразу говорит: туда отправляем, туда не отправляем».

Bloomberg связывает предполагаемые проверки российского бизнеса в отдельных китайских банках с декабрьскими решениями Минфина США о вторичных санкциях. Меры могут грозить любым банкам, уличенным Вашингтоном в содействии поставкам в Россию оборудования хоть сколько-нибудь двойного назначения, вплоть до подшипников.

Если отдельные игроки и испугались санкций, банков в Китае много. Продолжает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:

Алексей Маслов
директор Института стран Азии и Африки МГУ, востоковед
«Мы сейчас не видим попыток со стороны китайских регуляторов проверять российских клиентов в китайских банках. Такие слухи давно ходили, в основном они транслируются американской прессой. В реальности ситуация значительно сложнее, чем может показаться, потому что в течение последнего года мы видели различные сложности в осуществлении банковских переводов. Неслучайно Россия и Китай перешли на 90% на переводы в национальных валютах, что не видно в американских банках. Крупные китайские банки, пятерка китайских крупных банков, например Банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, уже очень аккуратно работают с российскими клиентами и за последнее время почти не открывают новых счетов, в том числе и для крупных российских клиентов. Если же мы говорим о банках регионального уровня, например городского или провинциального, их немало — десятки крупных и сотни мелких, здесь проблем пока нет. Все-таки российско-китайская торговля развивается, российские предприятия активно присутствуют на территории Китая. Поэтому вряд ли Китай будет торпедировать целиком все это дело и наносить удар, в том числе и по своим же китайским производителям».

Проблема может быть в том, что, хотя российский бизнес может быть привлекательным партнером для китайских банков, товарооборот Китая с США и другими членами G7 более чем на порядок больше российско-китайского. Судя по всему, регуляторных решений в Пекине пока не принималось, но отдельные игроки вполне могли предпочесть рублю доллар. Комментирует независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru Семен Новопрудский:

Семен Новопрудский
независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru
«Китайские банки и китайские компании в целом при всех сложных отношениях между Китаем и США очень заинтересованы в американском рынке. США и Евросоюз остаются крупнейшими торговыми партнерами и финансовыми партнерами Китая. При этом Китай ввозит из США и Евросоюза часть промышленного оборудования, которое не может ввезти из других стран и не производит сам. То есть в этом отношении Китай все-таки довольно зависим от США и Евросоюза. Если китайские власти почувствуют, что есть чувствительная угроза китайским компаниям для отношений и для бизнеса этих компаний с Евросоюзом и США, они могут в каких-то случаях отказаться от российских клиентов. Разумеется, это вряд ли будет массовым отказом, но в конкретных случаях это вполне может быть, потому что речь идет о госбанках Китая, понятно, что они подчиняются государству. Но китайский бизнес устроен так, что он старается беспрекословно выполнять рекомендации государства, даже если это частный бизнес».

Судя по всему, отголоски угроз американского Минфина донеслись до России не только через Тихий океан, но и через Атлантический. Российские импортеры, работающие с Турцией — главным хабом российского импорта на западном направлении, — сообщили о затруднениях в расчетах и с турецкими банками. Здесь о тотальном запрете также говорить не приходится, ситуация различается от игрока к игроку.

Борис, импортер оборудования:

«У них главный банк-корреспондент отказывается принимать какие-либо платежи из России за любой товар. Не просто за какие-то спорные товары, которые могут попадать в санкционные списки, а отказывают даже в сантехнике, в текстиле и в других вещах. Говорят, что с начала года, после 1 января, Турция выписала всего одну экспортную декларацию на РФ. Никаким образом не объясняет, просто сказали, что директива сверху — не принимать деньги».

Замир Кулиев, управляющий партнер Real East Group:

«В основном люди пытаются решать вопросы оплаты через криптовалюты и какие-то другие взаиморасчеты с другими поставщиками, у которых есть деньги в России или Турции. Я думаю, что многие уже адаптировались к этому, у многих уже есть компании в третьих странах».

Георгий Властопуло, гендиректор «Оптималог»:

«Ситуация такая: они принимали деньги в рублях и принимают. Но отслеживают дальнейшие движения: из рублей же все равно конвертируется в евро, доллары — вот там они отслеживают трансграничный платеж. И, к сожалению, его не совершают. При этом, несмотря на то что рубль и лира не отслеживаются SWIFT, все равно они опасаются, что возможны санкции. По крайней мере, нам это транслировалось на переговорах».

Консенсус собеседников Business FM — вторичные санкции едва ли изолируют российский бизнес от банковских систем «дружественных» стран, но вполне могут усложнить взаимодействие с ними. Работать будет можно, но, быть может, с большим числом фирм-посредников, каждой из которых нужны будут деньги и на зарплаты, и на дивиденды.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest