Власти объясняют это решение насыщением внутреннего рынка и необходимостью поддержки разгрузки нефтяных заводов. Эмбарго действовало с 21 сентября, Минэнерго не исключает, что может вернуть его
Правительство отменило временное ограничение на экспорт бензина. Мера принята в связи с насыщением внутреннего рынка и стабилизацией ценовой ситуации, сообщает Минэнерго.
Как утверждают власти, после введения ограничения «биржевые оптовые цены на автомобильный бензин существенно снизились», а в запасе стало «около 2 млн тонн» топлива. При этом в Минэнерго утверждают, что мониторинг производственных и ценовых показателей продолжится с целью возможного принятия оперативных мер по обеспечению топливом внутреннего рынка, включая возврат запрета на экспорт автомобильных бензинов в случае необходимости.
Осенью российские фермеры сообщали о двукратном росте цен на дизельное топливо и возможном срыве уборочной кампании. Правительство 21 сентября временно ограничило экспорт бензина и дизельного топлива из России. Снизило ли это цены на дизель?
Глава крестьянско-фермерского хозяйства Краснодарского края Николай Маслов:
«У нас цена дизтоплива оптом выходила свыше 100 рублей, причем это как раз было в пик полевых работ. Сначала создали ажиотаж, потом подняли цену, потом ажиотаж сняли, и народ говорил, я даже по себе сужу — мои друзья, знакомые фермеры, уже доходило до того, что говорили: да ладно, пусть дорого, хоть бы было. Потому что и ночами дежурили на заправке, ждали, когда привезут, надо было убирать поля — кукурузу, подсолнечник, а убирать не на чем было, не было дизтоплива. И вот я думаю, что это именно была продумана такая тактика, чтобы поднять цену. Сегодня я не вижу нигде ажиотажа, везде есть практически все марки и дизельного топлива, и бензина. Цена от той максимальной откатилась. Но по сравнению с предыдущей ценой все равно на десять, а то даже на 15 рублей дороже, а это очень большая прибавка. 92-й бензин был 45-47 рублей, на сегодня он на заправках крупных производителей — «Роснефть», «Газпром», «Лукойл» — 61-62 рубля, а дизельное топливо 62-64 рубля, хотя дизельное топливо до подорожания можно было по 38 рублей взять, в зависимости от его качества».
Алтайский фермер Алексей Бутырский называет ситуацию, сложившуюся этой осенью на рынке дизтоплива, абсурдной:
«Ситуация, которая произошла в конце лета — этой осенью в нашем государстве, абсолютно абсурдная. То объяснение, что несколько НПЗ одновременно встали на ремонт, мне кажется неприемлемым. Это некий саботаж, что ли, не знаю, как его иначе назвать, то есть такой скачок цен на период осенних полевых работ, на период уборки, сева озимых злаковых, на мой взгляд, крайне неблагоприятно сказывается в целом на сельхозтоваропроизводителях. На сегодняшний день, по той информации, которой я владею, ситуация немного выравнивается. В Алтайском крае в городе Барнауле дизельное топливо ГОСТ торгуется по цене от 59 до 62 рублей — это опт, цена за дизель зимний — в районе 70 рублей. Но тенденция идет на спад, и немножечко цена выравнивается в том плане, что нефтебазы на сегодняшний день на бирже закупают дизель в районе 51 рубля, но с доставкой полтора-два месяца. То есть если они сегодня отыграли и выкупили дизель по 51, то он появится у нас на бензоколонках не раньше января, то есть спада цен в ближайшие два месяца ждать не стоит».
Почему меры, принятые властями, плохо отразились на розничных ценах на бензин? Так, на АЗС они практически остались прежними. Об этом рассуждает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телеграм-канала Oilfly Дмитрий Гусев:
Дмитрий Гусев
заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телеграм-канала Oilfly
«На АЗС цены никогда не изменятся, потому что они не зависят от оптового рынка. Зачастую АЗС торгуют в минус, оптовые цены гораздо выше, чем розничные, и, по сути дела, стоимость топлива на АЗС ориентируется на уровень инфляции. С ценами топлива для бизнеса все нормально, антимонопольные службы по поручению вице-премьера Александра Новака совместно с Минэнерго контролируют стоимость цен как на заправках, так и на мелком опте. Все уровни — и оптовые, и розничные, и мелкооптовые — приводятся на достаточные, адекватные размеры, которые были в начале сентября, то есть когда не было безумных скачков на мелком опте. Касательно фермеров давайте начнем с того, что каждый человек сам кузнец своего счастья, и все-таки фермерам стоит пожелать больше внимания уделить срочному рынку хеджирования своих ценовых рисков либо переводу техники на метан. Те миллионные субсидии, которые давали в этом году фермерам, чтобы они закрыли свои расходы на топливо, гораздо проще было бы их направить на строительство новых АГНКС и перевод техники сельхозпроизводителей на метан, нежели чем тратить на субсидирование. По сути дела, государство должно уйти с позиции постоянной помощи сельхозпроизводителям к стимулированию их активной деятельности. Метан 15-20 рублей за литр, это ни 60, ни 80, как периодически бывало за литр. Пора уже такой важной отрасли не просить постоянной помощи у государства, а воспользоваться теми возможностями, которые создало государство в виде срочного рынка и в виде метана, и, собственно, перевестись на этот вид топлива».
Фермеры говорят, что осенью на петербургском газовом форуме они видели тракторы с огромными бочками метана. По их мнению, это неудобно и мешает обзорности, газовых заправок в стране мало. Многие тракторы находятся в негабарите и не могут съездить и заправиться метаном на АЗС. Метан не привезешь в канистре в поле и не заправишь трактор. А на профильных форумах шутят: «И за спиной парашют держать, чтобы в случае взлета приземлиться благополучно». Но есть и другое мнение: для двигателей метан — это как раз лучшее топливо в сравнении с соляркой или бензином, потому что метан нельзя разбодяжить.