Основатели оператора выйдут из компании. Все три пакета акций получит казахстанский предприниматель Кайрат Итемгенов. После закрытия всех сделок он получит почти 32% Globaltrans
Globaltrans получает нового мажоритарного акционера. А основатели ж/д-оператора выходят из компании, пишет газета «Коммерсантъ». Всего это три пакета акций от трех основателей — все их получает казахстанский предприниматель Кайрат Итемгенов. До приобретения доли в ж/д-операторе его основные активы были в фармацевтической и гостиничной сферах. Таким образом, после закрытия всех сделок Кайрат Итемгенов получит почти 32% Globaltrans. Пока что у него 26%.
Это не первые изменения среди компаний — операторов ж/д-перевозок. Ранее основного акционера сменили в «Нефтетранссервисе». О чем может говорить сделка в Globaltrans, рассуждает независимый аналитик Дмитрий Адамидов:
— Выгодность или невыгодность транспортного актива определяется тем, насколько он будет дальше функционировать в том же режиме или увеличатся перевозки. А это в нынешних условиях зависит в значительной мере от политики, потому что сейчас в Евразии сильно меняются транспортные потоки. Это связано и с закрытием маршрута Восток — Запад, и с развитием маршрута Север — Юг. Не надо удивляться тому, что практически все крупные операторы переходят в другие руки, — это вопрос контроля. Я бы эту сделку не рассматривал как коммерческую, это скорее смена приоритетов, смена парадигмы. Тем более что покупатель к транспортной сфере имел слабое отношение до этого, а это обычно означает, что какая-то политика там присутствует.
— Раньше акционера сменил и «Нефтетранссервис». Что сейчас происходит?
— Связано с тем, что драматично поменялись экспортные потоки же. У нас грузы, да вообще схема товародвижения меняется. Как меняется логистика, наверное, в мире мало чего меняется, даже финансовая система за ней иногда не поспевает. У старых акционеров, с одной стороны, нет смысла держать активы, потому что, если вы продавали в Европу металл, а сейчас вы продаете металл внутри страны, зачем вам актив, например, в том виде, в котором он был? Плюс еще есть момент, что транспортный актив чаще всего низкомаржинальный, под это дело многие пытаются освободиться от таких обременений.
— Должна ли быть оферта миноритариям?
— Вы знаете, если он покупает 32%, то нет. Если по российскому законодательству у мажоритария 95% — это есть обязательная оферта. Но может быть добровольная оферта. Скажем так, новый собственник может выставить добровольную оферту, если он хочет консолидировать большой пакет, чтобы ему не мешали миноритарии в корпоративных отношениях. Оферта не обязательна, но она возможна. Но эта будет добровольная.
Приобретение долей бизнесменов Никиты Мишина, Константина Николаева и Сергея Мальцева уже завершено, из капитала Globaltrans не выходит только один из основателей — Андрей Филатов, у него 11,5% акций.
Новый владелец намерен сохранить менеджмент Globaltrans, говорят источники «Коммерсанта». Например, свои посты сохранят гендиректор Валерий Шпаков, глава входящего в Globaltrans «Балттранссервиса» Кирилл Прокофьев.
Председатель совета директоров Сергей Мальцев намерен остаться в компании и номинироваться в новый состав совета после завершения редомициляции в Абу-Даби. А представитель Никиты Мишина заявил, что бизнесмен после продажи доли направит средства на благотворительные и инвестиционные проекты.
Globaltrans — хорошая инвестиция, считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:
— Globaltrans —привлекательный актив сам по себе, потому что это одна из первых компаний на рынке, которая построена по красивым лекалам корпоративного управления. Они строили и менеджмент, и управление компанией. Сам актив я бы, наверное, назвал даже одним из самых привлекательных, если говорить по этому критерию на рынке оперирования подвижным составом. Если его рассматривать по грузовой базе, то он один из старейших, и у него большое количество контрактов, которые имеют долгосрочный характер. Сама система управления с учетом тех кадров, которые работают сегодня в компании, одна из самых эффективных.
— Должна ли быть оферта миноритариям при смене принципала, основного акционера?
— Тут надо смотреть, что прописано в уставе Globaltrans. То есть эта компания, как я уже сказал, работает по хорошим международным практикам, и я сомневаюсь, что там могли быть упущены или пропущены процедуры. Надо смотреть в соответствии с уставными документами, как у них прописаны условия взаимодействия с миноритариями, но, по истории работы компании, они обычно всегда очень щепетильно относились к этому вопросу. Поэтому все, что в уставе прописано, все, что в политиках прописано, я думаю, что было сделано перед тем как закрыть эту сделку.
Кайрат Итемгенов входит в список богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes. Среди его активов — холдинг, управляющий аптечной сетью Europharma и сетью аптек в регионах Arzan Pharm. Он владеет отелями Movenpick и Pana в Москве и крупным подрядчиком, работающим в энергетической сфере, — KBI Energy.
Globaltrans же один из крупнейших грузовых ж/д-операторов на рынке стран СНГ. У компании около 66 тысяч вагонов в управлении. По итогам первого полугодия 2023 года Globaltrans занимал шестое место в рейтинге операторов Infoline Rail Russia Top. За тот же период чистая прибыль компании выросла почти до 21 млрд рублей, а выручка — почти до 43,5 млрд рублей.