На фоне исторических рекордов оттока капитала из России правительство ищет способы затруднить денежные переводы россиян за границу. Одной из таких мер может стать введение порога одноразового перевода в 100 тысяч рублей без открытия счета. Однако эта мера скорее создает проблемы, чем решает их, уверен колумнист
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила разработанные Росфинмониторингом поправки, которые ограничивают максимальный разовый размер денежных переводов граждан без открытия банковского счета суммой в 100 тысяч рублей. Это распространяется на клиентов, которые прошли упрощенную идентификацию личности.
Чтобы пройти полную идентификацию, необходимо личное присутствие клиента в банковском офисе. Обеспечить такое присутствие не всегда возможно по чисто географическим причинам. А открывать банковские счета в других странах россиянам уже давно стало сложнее из-за внешних санкций или опасений банков «дружественных» России стран попасть под вторичные санкции «недружественных».
Законопроект согласован с Банком России, Минфином, Минцифры, Роскомнадзором и МВД. В министерстве финансов не скрывают его предназначения. «Установление максимального порога проведения упрощенной идентификации при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, будет способствовать снижению оттока капитала из страны», — сказал представитель Минфина.
Проблема оттока капитала из России очевидна. В 2022 году, по данным аналитической записки «Об оттоке капитала» близкого к российскому правительству Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП), из страны утекло 243 млрд долларов, или 13,5% российского ВВП. По недавней оценке Банка России (отток и приток капитала за год всегда уточняется задним числом со значительной задержкой во времени), этот показатель еще выше — 251 млрд долларов.
Прогноз Банка России по чистому оттоку капитала на 2023 год составляет 124 млрд долларов. Таким образом, 2022 год побил прежний рекорд годового оттока капитала, установленный в 2014 году на фоне начала конфликта с Украиной, присоединения Крыма и первых антироссийских санкций, в 1,65 раза: тогда утекло 151,5 млрд долларов. А совокупно за 2022-2023 годы из России может утечь около 370 млрд долларов — больше, чем сумма замороженных по всему миру из-за санкций активов российского происхождения, включая часть золотовалютных резервов Банка России. (Максимальная оценка замороженных российских активов, сделанная Минфином США в июне 2022 года, составляла 330 млрд долларов.)
По оценке того же ЦМАКП, объем операций физических лиц в прошлогоднем оттоке капитала составил 47 млрд долларов — то есть менее 20% общей суммы утечки. При этом с лета 2023 года отток средств граждан, по статистике Банка России, уже начал замедляться на фоне ослабления рубля и усложнения переводов. Более того, впервые с июня 2022 года, летом 2023-го, отток средств «физиков» составлял менее 1 млрд долларов в месяц.
Не переводы физических лиц — корень проблемы оттока капитала из России. Разовые переводы за границу на суммы свыше 100 тысяч рублей, которые государство собирается сделать невозможными без открытия банковского счета, совершают либо работающие в России трудовые мигранты с российским паспортом, либо работодатели россиян, которые трудятся на отечественные компании, физически находясь в других странах, либо граждане России, покупающие за рубежом недвижимость. Почти за два года действия внешних и внутренних ограничений на переводы из России и валютные операции россияне научились обходить барьеры.
В случае введения порога в 100 тысяч рублей люди просто начнут дробить такие переводы на более мелкие — тем более что общий порог перевода денег из России составляет эквивалент 1 млн долларов в месяц. Дробить можно до бесконечности, было бы что переводить. Если же кому-то из россиян критически понадобится зарубежный счет, они постараются его открыть в любом случае.
При этом нынешний тип оттока капитала принципиально отличается от того, что было сразу после войны с Грузией в 2008 году (тогда за год утекло 130 млрд долларов) и даже в 2014 году. До 2022 года отток капитала из России мог балансироваться его притоком за счет возвратных инвестиций самих российских граждан и бизнесов, а также инвестиций иностранных компаний. Сейчас главным и почти единственным источником притока капитала в Россию остается возврат валютной выручки экспортерами. Инвестировать в российскую экономику пока не спешат даже компании из «дружественных» стран.
Иными словами, отток у нас впервые в этом веке продолжается даже на фоне существенных препятствий для движения капитала из России и, что еще важнее, при отсутствии подходящих условий для притока из других стран. Поэтому вряд ли дополнительные ограничения на иностранные переводы россиян в такой ситуации в принципе способны решить проблему. Спрос на заграничные переводы россиян эта мера точно не уменьшит.
Трансграничное движение капитала для любой страны — как отток, так и приток — абсолютно нормальное явление в современной экономике. Более того, отсутствие движения капитала для любой страны плохо, а не хорошо. Просто в нынешних условиях российским властям скорее нужно думать о том, как создать условия для притока капитала, а не новые препятствия для блокировки его утечек. Те, кому позарез нужно перевести деньги за рубеж, все равно будут искать и находить способы преодолеть любые ограничения.