Сохранится ли устойчивость мировой экономики и ее способность существовать как бы «отдельно» от политики в наступившем 2024 году?
Пока политическое состояние мира описывается в категориях «крах привычного миропорядка» и прочих катастрофических определениях, мировая экономика кажется едва ли не последним оплотом относительной стабильности в жизни человечества, словно не замечая ни конфликтов, ни эпидемий.
В разгар пандемии COVID-19 в 2020-2021 годах мировой экономике прочили худший и, главное, долгосрочный кризис за 80 лет со времен Второй мировой войны. В 2020 году мировая экономика действительно впервые за несколько десятилетий по итогам года упала, а не выросла. Падение тогда составило 3,1%. Но уже по итогам 2021 года весь ковидный спад был отыгран с большим запасом — мировой ВВП прибавил сразу 6%. А в 2022-м, несмотря на начало тектонических перемен в мировой торговле из-за СВО и беспрецедентных санкций против России, вырос еще на 3,1%.
Сейчас, несмотря на то что мир раздирает не один военно-политический конфликт, никто не предсказывает на 2024 год глобального экономического кризиса.
Самый подробный и свежий по времени прогноз мировой экономики на год Зеленого Деревянного Дракона сделала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В докладе ОЭСР рост глобальной экономики по итогам 2023 года прогнозируется на уровне 2,9%, в 2024-м чуть ниже, 2,7%, а в 2025-м — ускорение до 3%. Согласно более раннему, летнему прогнозу Всемирного банка, в 2024 году мировая экономика вырастет на 2,4%, а в 2025-м — на те же 3%.
Главными неприятностями для глобальной экономики ОЭСР называют замедление деловой активности и потребительской уверенности, а также увеличение госдолга разных стран из-за жесткой денежно-кредитной политики в развитых государствах — проще говоря, из-за высоких ключевых ставок центробанков. В этом отношении Россия как раз похожа на развитые страны — у нас ключевая ставка за 2023 год выросла более чем вдвое. Если в прошлый год мы вступали со ставкой Банка России 7,5%, то в 2024-й — уже 16%.
По оценкам ОЭСР, при отсутствии новых крупных потрясений (пандемия и конфликты, видимо, оказались недостаточно крупными) к концу 2025 года инфляция в развитых странах вернется к целевым показателям центробанков. В России такой таргет составляет 4%.
Поскольку более 40% мирового ВВП создают США и Китай (соответственно, порядка 25% и 18%), экономическое здоровье планеты прежде всего зависит от экономик этих двух стран. В США ОЭСР прогнозирует замедление роста экономики с 2,4% по итогам 2023 года до 1,5% в 2024-м. Но в целом ничего критически опасного для мира в американской экономике пока не происходит — последствия проблем с президентскими выборами могут начать ощущаться не раньше 2025 года, а бюджетные клинчи из-за разногласий республиканцев и демократов в парламенте в Штатах возникали в последние годы не один раз и всегда так или иначе разрешались.
А вот Китай становится, пожалуй, главным индикатором здоровья глобальной экономики. Некоторые эксперты стали прочить китайской экономике невиданный коллапс в самое ближайшее время из-за курса Си Цзиньпина на усиление госрегулирования после переизбрания на третий срок на посту председателя КНР, гигантского внутреннего госдолга и возможных внутренних финансовых пузырей, прежде всего на рынке недвижимости. Дополнительную тревогу у экспертов вызвала передача в конце 2023 года ряда функций Центробанка Китая Центральной финансовой комиссии, которой руководит непосредственно Коммунистическая партия Китая. Ожидается, что это резко усилит прямое государственное регулирование внутренних и внешних финансовых операций Поднебесной.
Тем не менее ОЭСР пока особых бед в китайской экономике не ждет: прогноз на 2024 год 4,7% роста, на 2025-й — 4,2%. Правда, по сравнению с предыдущими двумя десятилетиями (не считая ковидного 2020 года) китайская экономика последовательно замедляется.
России пока тоже не пророчат каких-то серьезных экономических потрясений, но замедление роста в 2024 году по сравнению с предварительными 3% в 2023-м нам почти наверняка гарантировано. На 2024 год ОЭСР дает российской экономике 1,1% роста, в 2025-м — 1%. Это вполне согласуется с российскими оценками. Также очевидно, что мы продолжим жить при относительно слабом рубле. 2023 год рубль начинал в районе 70 за доллар, а заканчивал в районе 90. Диапазон между 87 и 100 рублями за доллар пока кажется наиболее вероятным и в 2024 году.
При этом ожидания по части развития политических процессов в мире на 2024 год куда менее оптимистичны, чем экономические прогнозы. Поэтому главной интригой наступившего года в экономике, похоже, станет проверка ее способности и дальше противостоять самым непредсказуемым последствиям, мягко говоря, причудливых действий политиков.