По задумке, за каждого ребенка выплата будет расти, а за четвертого будут дарить автомобиль. Новые меры необходимы, чтобы переломить негативные демографические тенденции, говорится в докладе
Эксперты ВЭБ предложили установить прогрессивную шкалу выплат маткапитала. По задумке, за каждого ребенка выплата будет расти, а за четвертого будут дарить автомобиль. Новые меры необходимы, чтобы переломить негативные демографические тенденции, говорится в докладе Института исследований и экспертизы ВЭБ, пишет газета «Ведомости». Эксперты отмечают, что сейчас большая часть маткапитала выплачивается на первого ребенка, что «дестимулирует рождение второго и последующих детей».
Кроме прогрессивной шкалы, предлагается ввести коэффициенты на величину выплат в зависимости от неблагоприятных климатических условий проживания. Также в ВЭБе призвали возложить на компании соцответственность по стимулированию рождаемости. В пример приводится ГК «Дело», входящая в ПАО «Трансконтейнер», которая выплачивает сотрудникам 1 млн рублей при рождении третьего и последующих детей. Привлекать к этому бизнес кажется сомнительной идеей, говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:
— По предварительным прогнозам, до конца этого столетия можем вообще уйти меньше 100 млн, поэтому проблема стоит очень остро. Бюджет должен давать в этом направлении большие деньги, причем не на первого родившегося, а именно на второго. Первого, как правило, люди рожают даже без материнского капитала, потому что любая семья все равно хочет иметь одного ребенка. Я оценочно считаю, что за рождение второго и третьего ребенка нужно давать маткапитал на уровне 1,5 млн рублей, потому что демографический кризис может значительно снизить темпы роста экономики.
— Предлагают ввести выплаты от компании за рождение ребенка у сотрудника, как вам идея?
— Идея, конечно, хорошая, но я не очень представляю мотивацию работодателя, чтобы платить за рождение ребенка, потому что мать, как правило, родив ребенка, на какой-то определенный период уходит с работы. Если, как говорится, крепостное право и пожизненно оставлять ребенка на этом предприятии, тогда, наверное, можно платить дополнительно и со стороны работодателя. Надо сделать пилотный проект, попробовать в трех-четырех регионах. Мне кажется, что это работать не будет и даже может принести негативный эффект — работодатели не будут брать женщин именно в возрасте 18-35.
Кроме материальных мер поддержки, в докладе предлагается сократить разрыв между регионами по обеспеченности врачами, улучшить качество жизни в регионах за счет индексации зарплат, улучшить инфраструктуру и так далее. При этом эксперты не уточняют, насколько примерно предлагается повысить маткапитал. Комментирует заведующий сектором социально-экономических исследований качества и уровня жизни института экономики РАН,директор научного Центра экономики труда РЭУ имени Плеханова Вячеслав Бобков:
— Я знаю, что идут дискуссии по поводу того, чтобы расширить источники, куда можно тратить эти деньги. Вначале, когда его вводили, там было жестко — только на пенсию, только на учебу и только на жилье. Сейчас идет дискуссия, что можно разрешить автомобиль, еще ряд других покупок. Жилье — это очень важная целевая позиция, поэтому если государство решит стимулировать, должны быть серьезные увеличения. Если же государство не будет стимулировать, тогда, значит, текущие затраты вырастут.
— Предлагается ввести районные коэффициенты, как есть при оплате труда, за Полярным кругом и так далее, надбавки региона.
— В регионах это сейчас решили добровольно. Если это введут законодательно, если их обяжут, тогда, опять же, это будут расходы федерального бюджета, потому что большинство регионов должны получить на это дотацию от федерального центра. Коэффициенты могут быть разными, они будут зависеть от того, как изучается стоимость жизнь и цены на товары и услуги. Есть коэффициенты для заработной платы, но надо, чтобы государство заботилось о своих бюджетниках. Сегодня есть дискриминация, что у учителя, врача, бюджетника зарплаты зависят от возможностей региона.
При сохранении сложившихся тенденций к 2050 году Россия может потерять 8,7 млн человек, то есть 6% населения к уровню начала этого года, следует из расчетов Института ВЭБ. Но при позитивном сценарии, в котором благодаря мерам поддержки уже в 2033 году намечен положительный рост рождаемости, к 2050 году в России будут проживать 160 млн человек.