• Николай
  • 1 мин. чтения
  • Статьи

ЕС хочет ввести запрет на наличные платежи на сумму более 10 тысяч евро

Эту инициативу предлагают в рамках борьбы с отмыванием денег. Нормы, как ожидается, вступят в силу только в 2029 году, поэтому вряд ли направлены сугубо против россиян, отмечают эксперты. Но могут создать проблемы при покупке предметов роскоши

Фото: Jens Kalaene/DPA/TASS

Обновлено в 20:34

В Евросоюзе введут запрет платежей наличными на сумму более 10 тысяч евро. Эти и другие инициативы по борьбе с отмыванием денег предложила Еврокомиссия.

Предложений — целый пакет:

  • Кроме ограничений в 10 тысяч евро, в ЕС хотят обязать продавцов предметов роскоши проверять личности своих клиентов и сообщать властям о подозрительных операциях. Например, обновленные правила затронут сферы продаж драгоценностей, автомобилей класса люкс, частных самолетов и яхт.
  • Пристальнее будут следить за транзакциями в адрес футбольных клубов: в ЕС считают, что многомиллиардные инвестиции из третьих стран могут быть возможным путем отмывания денег в Европе.
  • Наконец, еще одно ограничение будет заключаться в том, что страны ЕС будут более тщательно отслеживать операции с криптовалютами и банковские операции сверхбогатых людей, обладающих активами более 50 млн евро. В частности, уточняется, что одна из основных целей — лишение российских олигархов возможностей обойти санкции Евросоюза.

Есть нюанс — нормы, как ожидается, вступят в силу в 2029 году. А значит, направлены не только против россиян, говорит руководитель практики «Правовое сопровождение ВЭД» коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова:

Мария Любимова
руководитель практики «Правовое сопровождение ВЭД» коллегии адвокатов «Регионсервис»
«Учитывая срок периода вступления в действие этих запретов, а это 2029 год, эти меры могут быть направлены не только на подсанкционных россиян, но и в целом ограничивать и создавать ограничение на оборот наличности. Аналогичное ограничение существует во многих правопорядках, и в России в том числе невозможно купить за наличные тот же Mercedes или любую машину. Поэтому ограничения в целом находятся в рамках того, как движется законодательная практика, и поэтому они мне не кажутся какими-то экстраординарными. Но в целом, конечно, ограничение наличных расчетов в текущий момент для россиян в этом размере закрывает некоторые возможности приобретения предметов роскоши. Потому что мы все знаем, что с предметами роскоши есть определенные «но», и как раз задача этого регулирования — привести к одному знаменателю отношение к таким расчетам во всех странах Европейского союза. По поводу машин, да, конечно, машины тоже сюда входят. В целом, меньше 10 тысяч, может быть, стоят какие-то подержанные автомобили, но, конечно, новые сложно себе помыслить, поэтому новые автомобили, да. Но я думаю, что они и в целом сейчас могут подпадать в той или иной мере под предметы роскоши за наличный расчет или безналичный расчет. Круг возможностей сужается. Это не значит, что такие ограничения наступят завтра. Но это знак для всех государств Европейского союза и ориентир, как нужно действовать. Безусловно, многие из них прислушаются к этому еще до официального вступления в силу. Мы видим, что во многих вещах с большим рвением институты и частный бизнес, и банки выполняют еще не писаные директивы и указания и следуют вектору очень консервативного отношения к россиянам».

По заявлению членов Европарламента, ужесточение правил по борьбе с отмыванием денег «назрело уже давно», а единые нормы в ЕС должны закрыть лазейки в национальных законодательствах.

Именно так это и следует воспринимать, считает старший юрист BGP Litigation Дмитрий Дворецкий:

Дмитрий Дворецкий
старший юрист BGP Litigation
«В основе европейского законодательства AML лежат так называемые директивы ЕС о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Указанное законодательство является верхнеуровневым по отношению к национальному законодательству государств
членов ЕС и устанавливает некие общие правила и общие принципы того, как каждое государство
член ЕС должно осуществлять свою политику по борьбе с отмыванием доходов. Указанная норма является вполне стандартной не только для европейского финансового рынка, но и для AML законодательства, законодательства Российской Федерации. Устанавливается, что операции с наличными тоже являются операциями повышенного риска, поэтому в целом подобное регулирование, ужесточающее осуществление операций на европейском рынке с использованием наличных денежных средств, оно преследует не столько задачу исполнения санкционного законодательства, сколько является логическим продолжением того существующего законодательства AML, которое действует сейчас в Европейском союзе. Очевидно одно, сейчас Европейский союз будет использовать все средства и все возможности для обеспечения исполнения и достижения эффективности тех санкций, которые были введены в рамках режима санкций ЕС против России. Тем не менее связать напрямую причинно-следственную связь введения новой AML директивы с обеспечением эффективности соблюдения санкций все же нельзя, скорее это косвенная роль».

Ответственность за соблюдение новых правил будут нести национальные власти в координации с новым Европейским ведомством по борьбе с отмыванием денег. Пока даже не принято решение, где будет располагаться штаб-квартира новой организации. Ожидается, что это будет Франкфурт-на-Майне.

Как отметили в Еврокомиссии, в ряде стран ЕС уже сейчас действуют нормы, запрещающие крупные платежи наличными. К примеру, в Греции предельная сумма составляет 500 евро, в Чехии — 270 тысяч крон — около 10,5 тысячи евро.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest